Задать вопрос
8 (963) 110 20 00
 г. Пенза, Пр-т Строителей, 90 Г
Рынок природного камня России

Рынок природного камня России

Рынок природного камня России 27.07.2018 | 00:00

Рынок природного камня России

Рынок природного камня России


В этой статье рассматриваются основные месторождения природного камня, имеющиеся на огромной территории Российской Федерации с площадью около 17075400 кв. км, ведущие добывающие и камнеобрабатывающие компании, импорт, экспорт, потребительский рынок и перспективы на будущее. Автор - Юрий Сычев, заведующий отделом Камня Федерального института минеральных ресурсов и президент Stone House Club в Москве.



Российская отрасль декоративного камня сегодня состоит из 240 - 250 добывающих и обрабатывающих компаний, большая часть из которых представляют собой довольно маленькие компании. Общий объем добычи сырья в 2002 году составил около 450 тыс. тонн, а общее количество обработанной продукции составило 3,25 млн. кв. м (из расчета на плиты толщиной 2 см). Из общего количества 31% составили гранит и близкие к нему по твердости горные породы, 64% пришлось на мрамор и твердый известняк, а 5% - на мягкий известняк, песчаник, сланец, кварцит и др.



Наиболее важным, с точки зрения производства камня, регионом в России является Урал (68% блоков и 27% обработанной продукции), где находятся много месторождений и обрабатывающих заводов. Самые крупные месторождения мрамора на Урале: Коелгинское, которое входит в состав ЗАО Коелгамрамор, с годовой добычей около 120 000 тонн, и Мраморское, которое входит в состав ЗАО Уральский Мрамор, с годовым объемом добычи около 53 тыс. тонн. Третье по величине в России месторождение мрамора Кибик-Кордонское находится на юге центральной Сибири и входит в состав ОАО МКК- Саянмрамор. В настоящее время выпускает около 27 тыс. тонн продукции ежегодно.

2.jpg



Большая часть месторождений гранита расположена на северо-западе России, в Республике Карелия и Ленинградской области. Месторождение Возрождение, которое входит в состав холдинга “Возрождение Холдинг Co”, является самым крупным и имеет объем годовой добычи около 26 – 32 тыс. тонн. Официальная статистика о добыче и обработке декоративного камня отсутствует с тех пор, как распался Советский Союз. Однако автор и его коллеги смогли получить достоверные данные о полевых исследованиях. Приведенные в таблице данные имеют точность до 10-15%.

3.jpg


Камнеобрабатывающие заводы


Как правило, крупные российские заводы специализируются на распиловке материала и его полировке: они работают с мрамором или другими твердыми камнями. Самый крупный завод по обработке мрамора относится к ЗАО Коелгамрамор. Он расположен рядом с месторождением Коелга и выпускает ежегодно около 400 тыс. кв. метров продукции, к которой относятся плиты, плитка и архитектурные детали. Другой крупный завод по обработке мрамора входит в состав ОАО МКК- Саянмрамор и расположен рядом с Кибик-Кордонским месторождением в Сибири. Его основной продукцией является мраморная плитка.

4.jpg


Среди гранитообрабатывающих предприятий есть одно, которое стоит особняком – Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК), и который фактически состоит из четырех больших заводов. Общий объем производимой продукции составляет около 380 тыс. кв. метров в год (в эквивалентном пересчете на плиты толщиной 20-30 см). Продукция включает в себя плиты, плитку, брусчатку, архитектурные детали, мозаику, памятники, бордюрный камень и др. Второе по величине предприятие, занимающееся обработкой гранита, находится в Санкт- Петербурге. Группа компаний “Возрождение” производит около 180 тыс. кв. метров продукции в год в трех специализированных цехах. Типичную продукцию составляют плиты, архитектурные детали, ступеньки и памятники. Третьей основной гранитообрабатывающей компанией является ЗАО Карельский Гранит с заводом, расположенным рядом с городом Кондопога в Республике Карелия. Годовой объем продукции составляет 80-90 тыс. кв. метров и главный видом продукции являются плиты, которые получаются при распиливании блоков, добываемых на различных карельских месторождениях.

5.JPG


Современное оборудование


Большинство российских компаний, занимающихся добычей и обработкой камня, используют современное оборудование, импортируемое из Италии и других развитых стран. На мраморных карьерах наиболее популярными типами оборудования для добычи камня являются портативные пилы с тросами с алмазными насадками и цепные пилы. Сегодня можно обнаружить рядом с работающим импортным оборудованием и производимое в России оборудование. На гранитных карьерах наиболее распространенной технологией добычи камня является бурение отверстий вдоль одной линии, которые затем заполняются “легкими” взрывчатыми веществами. Этот активный метод добычи известен как финский метод. Взрывчатое вещество, используемое сегодня, называется Гранулен и было изобретено российскими учеными. На некоторых карьерах сейчас используется новый метод медленного взрыва. Согласно технологии так называемого “газового клина”, взрыв во взрывной скважине происходит очень медленно, в течение нескольких секунд, нанося минимум повреждений. Метод с использованием струи пламени сегодня используется в России редко. Пилы с тросами, имеющими алмазные насадки, применяются на месторождении гранита Возрождение (одна машина) и на одном или двух карьерах по добыче габбро в Карельской Республике. Этот метод не очень популярен в России из-за быстрой изнашиваемости и высокой цены алмазного троса, используемого для резки гранита.

6.jpg



Добыча декоративного камня на всех российских карьерах ведется открытым способом, за исключением одной шахты ОАО Ленинградсланец в Ленинградской области. Рентабельность добычи блоков из известняка обеспечивается здесь продажей сопутствующей продукции – горючих сланцев. Подземная добыча на Кибик-Кордонском месторождении в Сибири в настоящее время находится в стадии изучения.



Большинство российских камнеобрабатывающих заводов оснащены современным импортным оборудованием и производственными линиями. Согласно проведенному автором исследованию, сегодня в России используются около 30 современных рамочных пил для гранита, 8 рамочных пил для мрамора и известняка, 30 машин для резки блоков из гранита и мрамора, 20 циркулярных пил большого диаметра, 10 многоосных машин с алмазными тросами для обработки контуров, 25 калибровочных и полировочных линий и много пил для вспомогательных работ.

Granite-vs-Quartz-10.jpg


Аналитический обзор рынка камня


Читатель может удивиться, узнав, что на российском рынке камня в настоящее время имеется более 500 торговых и консалтинговых фирм. Примером объединения более 400 камнеобработчиков и поставщиков камня России может похвастаться портал amigostone.ru который за малый период времени смог завоевать доверие компаний и заказчиков. В Москве ведущими фирмами являются ОАО Мраморгранит, ЗАО Метроспецстрой, Салон “Гран-при-МКК “, ООО Гранитглавстрой, ООО Центр-Мрамор-Гранит Маркетинг Сервис, Гранул, Бенефит, Новый камень, Старк-камень, АО Наст, МКК Трейдинг Хаус, ООО Альпары СТК, ЗАО Годопек и другие. В Санкт-Петербурге главными компаниями являются ООО Сардис, ООО Ненси, ООО Вереск ПК Петромрамор, ООО Сократ, СК Иритас, ООО Стоун-Трейд, ООО Северный камень, ООО ПК Литос и другие.



Среди компаний, расположенных в других больших российских городах, наиболее крупными являются следующие: ООО Природный камень (Казань), ЗАО Эталон (Екатеринбург), СК Диамант (Самара), ООО Гранул-Новосибирск (Новосибирск). ООО Солитон (Тюмень) и Сеит Ltd (Волгоград).



Российский рынок декоративного камня оценивается в 400-500 млн. долларов, включая импорт, и в зависимости от доли типа продукции делится на следующие категории:



плиты, полуфабрикаты – 23,9%; плитки, мелкие изделия – 36,6%; архитектурные детали – 10,8%; продукция для строительства дорог – 6,8%, памятники – 21,9%.



Как мы можем увидеть, наиболее популярной продукцией из камня в России являются модульная продукция и плитки. Наиболее востребованные размеры 300х300 мм, 305х305 мм, 400х400 мм, 300х600 мм и 400х600 мм, при толщине 20 мм или иногда 15 мм. Плитки толщиной 10 мм также производятся, но не пользуются популярностью по практическим соображениям. Доля потребления плит большого размера и мерных плит составляет 23,9% и постоянно растет.

8.jpg


В настоящее время на российском рынке камня имеется два типа потребителей, которых можно назвать коммерческими и прямыми потребителями или покупателями. К коммерческим можно отнести:



Большие государственные организации – “монополисты” (ОАО РЗД. РАО Газпром, РАО ЕЭС и т.д.) и их региональные филиалы, которые принимают решения о строительстве и финансировании;



Республиканские, областные и городские администрации; крупные и среднего размера торговые компании, банки, магазины и рестораны; торговые агенты, которые представляют строительную компанию в регионах; дизайнеры и архитекторы, которые подбирают камень для своих проектов; камнеобрабатывающие заводы и производители памятников, которые покупают блоки непосредственно на карьерах.



Коммерческие покупатели обычно находятся в больших городах. Они совершают крупные или очень крупные торговые сделки и подходят к этому очень серьезно. Они работают с хорошо известными, заслуживающими доверия поставщиками камня и производят оплату на комиссионной основе.



На рынке можно выделить три категории прямых потребителей:



- Частные лица, которые делают покупки для отделки своих собственных квартир, коттеджей или для работ по реконструкции; частные лица – владельцы маленьких строительных фирм, которые выполняют строительные и ремонтные работы в частном секторе; частные архитекторы и дизайнеры.

12.jpg


Рынок прямых покупок находится в стадии развития. В настоящее время объемное соотношение между коммерческими и прямыми потребителями на рынке составляет примерно 55-60 / 40-45%.


Импорт камня в Россию


В 2002 году российский импорт декоративных камней, в общем, составил 92 тыс. тонн. По видам продукции распределение выглядит следующим образом:



необработанные блоки – 40 тыс. тн (33% из мрамора, 67% из гранита); плиты и плитки – 44 тыс.тн (850 тыс. кв. м в пересчете на плиты толщиной 20 мм); памятники - 8 тыс. тн.

9.jpg


Украина была ведущим поставщиком гранитных блоков и полуфабрикатов из гранита. В 2002 году Украина была также единственным зарубежным поставщиком памятников в Россию. Гранитные блоки импортировались также из Финляндии и Казахстана. Главными поставщиками мраморных блоков, плит и полуфабрикатов являются Италия, Греция, Турция и Испания.



Относительно гранитных плит: основными поставщиками являются Италия, Испания и Индия. Однако главным поставщиком больших мерных облицовочных панелей и модульных плиток является Китай. Эта страна также поставляет в Россию много продукции для строительства дорог - бордюрный камень, брусчатку и др.



Главные компании-импортеры: ОАО МКК Холдинг (гранитные блоки), Гранул (гранитные и мраморные блоки и плиты), ООО Белый камень (гранитные и мраморные блоки), ООО Альпары СТК, Старк-камень, АО Наст, Бенефит Со., ООО Нэнси, ООО Сардис, ООО Данко и другие.


Экспорт камня из России


Экспорт камня из России минимальный и составляет около 1,7-2,0% от общего объема добычи. Главными покупателями являются страны СНГ и Прибалтики. Небольшое количество гранитных блоков (главным образом из месторождения Возрождение) было экспортировано в Белоруссию, и некоторое количество гранитных плит и плитки были экспортированы в Литву, Латвию и Казахстан. Небольшие партии блоков из белого мрамора Коелгинского и Полоцкого месторождений были отправлены итальянским и испанским фирмам.

10.jpg


Перспективы на будущее


Согласно официальным данным Государственного статистического комитета России, ВВП постоянно растет в среднем на 3% в год. Иностранные инвестиции переживают подъемы и падения, но, в общем, имеется тенденция к росту. В последние годы в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах наблюдается строительный бум и в результате растет потребление камня на 4-5% каждый год. По сравнению с ситуацией во многих европейских странах, перспективы для потребления декоративного камня в России в настоящее время более благоприятные.



Доля прямых потребителей на рынке камня, которая в настоящее время равна 40-45%, будет постепенно увеличиваться благодаря изменениям социально-экономических факторов, включая рост покупательной способности и появлению настоящего среднего класса. История показывает, что средний класс стремится к установлению стабильности в обществе. Деловой рынок будет развиваться вместе с увеличением инвестиций в российскую экономику, как внутренних, так и иностранных.



Одновременно со строительством новых зданий для банков и офисов параллельно идет рост гражданского строительства. Только в одной Москве запланировано строительство большого количества новых объектов, таких как комплекс Москва Сити, около 60 высотных зданий, реконструкция стадиона Динамо, подземные торговые комплексы, монорельсовая дорога и др. Общий объема необходимого для этих целей камня оценивается в 1,5 млн. кв. метров. Ожидается, что потребление камня в других крупных российских городах будет расти.

11.JPG


Количество показов: 3121

Возврат к списку